Alexanders » 18-04, 09:33
Этот разговор происходит сразу после Преображения, когда Христос в сопровождении учеников сошел с горы Фавор. А там, как вы помните, явились ученикам, вместе с преображенным Спасителем, Моисей и Илия.
Из Толковой Библии Лопухина.
Мф.17:
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
(Марк. IX, 9; Лук. IX, 36). Матфей передает собственные слова Спасителя (во вносных знаках), Марк излагает их своими словами в виде так называемой косвенной речи. Лука же указываете только на результат запрещения, говоря, что ученики «умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели». Причиной запрещения рассказывать о преображении, как обыкновенно в таких случаях, отцы и церковные писатели считают смиренномудрие и вместе с тем нежелание соблазнять тех, которые, узнав о преображении, увидали бы после Христа распятым. Может быть и так. Но, по-видимому, вероятнее думать, что рассказ о преображении мог показаться не только истинным, но и понятным, только по своей связи с воскресением. Поэтому о нем и можно было рассказывать только после, воскресения. В такую именно связь поставляет оба эти события Сам Спаситель. Невероятно, чтобы причиною запрещения было то, что Иисус Христос хотел отклонить учеников и народ от ложных ожиданий пришествия Илии.
10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Мф 11:14; Мк 9:11
(Марк IX, 10, 11). Вопрос, предложенный учениками во время схождения с горы, предполагает, что учение книжников, по которому до учреждения мессианского царства придет Илия; находилось в противоречии с тем, что ученики только что пережили, или с мыслями, какие появились у них вследствие преображения. Не явление Илии само по себе, а немедленное после явления исчезновение его, казалось, противоречило учению раввинов. Где же было место для деятельности Илии, когда Христос должен был скоро умереть и воскреснуть? На основании слов пророка Малахии III, 24 ожидали, что Илия не только обратит отдельных израильтян и приготовит их ко дню откровения, но и будет содействовать восстановлении всей нации.
11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё;
(Марк IX, 12—подробнее). Русск. перевод этого стиха неточен. У Матфея вместо «надлежит», как у Марка, поставлено подчеркнутое «должен». Буквально: Илия приходит и восстановит все. Неточен и славянский перевод рассматриваемого стиха у Матфея: «Илия убо приидет прежде». — В словах Спасителя содержится ответ на вопрос учеников. Сначала формулируется переданное учениками мнение книжников, а затем Спаситель поправляет его в следующем стихе. То, что говорят книжники, справедливо; но не о том Илии, который явился во время преображения, а о другом.
12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
(Марк IX, 13,—нет слов «и не узнали его» и опущен конец стиха). Иисус Христос говорит, что пришел Илия, разумея Иоанна Крестителя. Иоанн, не будучи Илией в собственном смысле, несомненно пришел в духе и силе Илии (Лук. I, 17). В этом последнему смысле и называет Иоанна Илией Спаситель, Что Иоанн не быль признан или, лучше, узнан, как Илия, это понятно. Затруднительнее понять выражение: «поступили с ним, как хотели». Здесь, конечно, намек на исторические обстоятельства смерти Крестителя, но может быть и на противоположность жизни первого Илии и второго. С первым Илией люди не могли поступать, как хотели. Он был взят живым на небо. Иоанн — казнен.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
В предыдущих стихах Спаситель ни одного слова не сказал об Иоанн Крестителе; но образная речь Его показывала, что Он говорил именно о нем. Ученики поняли теперь это.
о.Александр.
о.Александр