Alexanders » 11-04, 17:31
Рад приветствовать вас Анна на нашем форуме.
Начну с устава: Великая Суббота - день строгого поста, он весь посвящен воспоминанию того трагического для апостолов дня, когда они пребывали в печали, страхе и сомнении - сбудется ли пророчество?! Апостолам тогда было не до еды, отсюда и строгость поста в современном уставе. Что же касается Божественной литургии, которой в строгий пост быть, вроде бы, не должно, то ее и нет. Литургия совершается после вечерни, которая по уставу должна совершаться вечером и является первой службой суточного круга, она относится к следующему литургическому дню (9-й час - последняя служба, вечерня - первая). Со временем все службы были сдвинуты к утру, и теперь подряд совершаются 3, 6 и 9 часы, изобразительные и вечерня с литургией. После литургии благословляется хлеб и вино, оные и составляют трапезу благочестивых монахов чтущих типикон.
Следующее: все действия являющиеся элементами богослужения имеют глубокий символический смысл, часто даже не один, и не два. Все входы, а крестный ход вокруг храма является проекцией великого входа, совершаются навстречу солнцу. Христос - Свет Истины, Солнце Правды, к Нему обращено движение крестного хода. Но Церковь не для того создана была Господом, чтобы служить Ему, напротив - это ОН служит в Церкви делу спасения человека. Поэтому, наряду с элементами богопочитания, в символике храмового богослужения присутствуют и элементы указывающие на домостроительство спасения. Возьмем каждение: фимиам символизирует нашу молитву обращенную к Богу и Божественную благодать преподаваемую человеку Богом. Отсюда и движение диакона по храму с кадилом в противоположном, относительно обычного, направлении. После каждения алтаря и иконостаса - первый элемент символики каждения, диакон сходит центральному аналою и, отсюда начинает осуществляться второй элемент символики каждения. Если в первой части он был ангелом служащим Богу, то теперь он уже ангел благовествующий и преподающий благодать Божию человеку. В первой части он шел навстречу Востоку, теперь он идет от Него к нам.
Теперь о той двусмысленной ситуации, в которую вы попадаете с вашими друзьями.
Прежде всего, спорить нельзя, никогда. Пользы от этого нет ни вам, ни им. Бывают моменты, когда и умолчать невозможно, тогда надо иметь твердость заявить: мы с вами друзья или нет? Вы цените мое общество? Если да, прекратите в моем пристутствии циничные высказывания о моей вере и Боге. Я уважаю ваше право иметь собственные взгляды и мировоззрение, того же требую и от вас в отношении меня. Если не прекратите, я прекращу общение с вами. Скажите это без гнева, но твердо. В следующий раз подумают прежде чем рот раскрывать. Когда ситуация выходит из под контроля, что часто случается на корпоративных и дружеских "симпозиумах", надо просто уйти по-английски, а в другой раз объясниться.
Кстати, мы с вами земляки. Я родом из Алма-Аты. Уехал в 1995г. в Петербург.
Мира вам и благословения.
о.Александр
о.Александр